После прочного вхождения интернета в повседневную жизнь основной массы населения, онлайн реклама меняет тенденции и расстановку сил во всем мире - растет объем аудитории и объемы самой рекламы. Уходящий 2017 год стал знаковым в этом плане - впервые цифровой онлайн-рекламе удалось обогнать ТВ-рекламу по объемам рекламных бюджетов. Ожидается, что доля онлайн рекламы в общем срезе рекламного рынка в 2018 году вырастет до 37,6%, а ее обороты составят (примерно) 216 миллиардов долларов.
Доля же телевизионной рекламы в глобальном рынке уменьшается с каждым годом, и эта тенденция сохраняется на протяжении последних лет. А вот сегмент контекстной рекламы в 2018 имеет все шансы подвинуть традиционные традиционные печатные источники оффлайн-рекламы - газеты, журналы, справочники и пр.
К слову, оффлайн-реклама находится в упадке уже несколько лет подряд, и данный тренд является весьма устойчивым. Напротив, объем контекстной рекламы, SMM и онлайн-видео из года в год уверенно растет, завоевывая все большую популярность у рекламодателей.
Казахстанский рынок не отстает и, следуя глобальным трендам, переживает бум как в количественном, так и в качественном виде. Рекламируют все - от туалетной бумаги до новых авто и элитной недвижимости. Общий рост объемов интернет-рекламы растет колоссальными темпами. В 2016 году, согласно данным TNS Gallup, объем онлайн-рекламы в Казахстане составил около 4 миллиардов тенге, а в конце 2017 года прогнозируют цифру в 6 миллиардов. Почти 50% за год. Колоссальные цифры, особенно в условиях текущего рынка.
Грядущий 2018 год особых сюрпризов не обещает - можно смело спрогнозировать увеличение объемов онлайн видеорекламы, уверенный рост спроса на SMM и контекстную рекламу. А вот баннерную онлайн рекламу напротив, ждут сокращения спроса и оборотов, что показывают прошедшие несколько лет. В Казахстане баннерная реклама долгие годы бала одним из самых дорогих и наименее эффективных каналов онлайн-рекламы. Спад спроса фиксируется уже давно и в 2018 данных тренд усилится еще больше, поскольку рекламодатель делает ставку прежде всего на эффективность канала продаж.
Другой тренд - увеличение спроса на контекстную рекламу. Последние годы в данном сегменте наблюдался стабильный рост, особенно выделился скачок в 2016 году. В будущем 2018 году с приходом Яндекса данный рост еще более усилится, поскольку Яндекс твердо намерен бороться за рост своей доли на казахстанском рынке поиска и контекста, да соотношение «эффективность-затраты» пока что складывается в пользу эффективности, а затраты на фоне той же ТВ рекламы меньше в разы.
Но надо учитывать, что при росте спроса на контекст будет расти количество конкурирующих предложений. А, поскольку в контекстной рекламе действует принцип аукциона, а рекламодателю нужны целевой трафик, без которых нет ни звонков, ни заказов, то возможен «подогрев» рынка самими же рекламодателями в борьбе за целевого посетителя. Как следствие - рост стоимости клика, рост стоимости клиента и рост общих расходных бюджетов на данный вид рекламы. Посему уповать только лишь на контекст в грядущем году не стоит, лучше комбинировать несколько онлайн-каналов для сохранения показателей 2017 года и достижения еще большей эффективности. Ну и при ведении кампании не забывать про разум и расчет - не забывать каждый месяц подсчитывать стоимость клиента, чтобы эта цифра не переходила разумные границы, а реклама не теряла свою эффективность.
Третий бесспорный тренд - рост рынка рекламного онлайн-видео. Данный формат сделал гигантский скачок в 2016 году, в 2017 тренд так же сохранился. Популярность сегмента растет уверенными темпами и 2018 год не станет здесь исключением - рост популярности видеоблогинга и различных форматов интеграций рекламы, рост цен из-за повышения спроса в данном сегменте прямое тому доказательство. Спрос растет - будет расти предложение. Но вот рост цены под вопросом, поскольку рост цены обычно сопровождает рост спроса, а рост предложения - наоборот, способствует ценовому демпингу. Безусловно, размещение рекламы у топовых блоггеров с многомиллионными аудиториями дешеветь не будет, но всегда найдутся те рекламодатели, которым ближе будет средний вариант соотношения «аудитория-стоимость размещения». То же самое справедливо будет и для прогноза изменения цен на рынке производства рекламного видео.
Резюмируя все вышеперечисленное, можно сказать, что отказ от баннерной рекламы и уход рекламодателей в сторону контекста говорит нам о том, что и в Казахстане вопрос эффективности и результативности рекламных каналов вышел на первое место. Все показывает на то, что в 2018 году данная тенденция будет становиться все более и более популярной.
Онлайн реклама приносит большую результативность при меньших затратах в сравнении с оффлайн-собратьями по рекламному цеху. Как следствие - дает большую эффективность и больше продаж. В онлайн-рекламе можно просчитать как бюджет, построить прогноз по спросу и высчитать примерную стоимость клиента еще до начала рекламных кампаний. Соответственно, высчитать эффективность того или иного канала можно еще до серьезных вложений. А раз так - то без проблем высчитывается и спрос, и рентабельность и, самое главное, выбирается самый эффективный канал по способу «вложения - отдача».
Соответственно, для рекламодателя вектор прослеживается очевидно и точно: будет расти контекстная реклама, SMM и онлайн-видео. Все прочие каналы из года в год теряют в соотношении показателей эффективности и стоимости. Вспомните, когда последний раз вы обращали внимание на билборд или перетяжку и записывали с него информацию? С наступающим!