«Почему так дорого? Вот там мне предложили в 2 раза дешевле!» - самая частая фраза, которую я слышу в ответ на запрос цены за ведение групп в Инстаграм и прочих соц.сетях. Настолько часто, что, как и в случае с кофе, я решил разложить по полочкам весь вопрос про SMM, уровень цен, их влияние на качество услуги. Разложить прежде всего, для себя, наших СММщиков (особенно для новичков), как некий гайд - как делать надо, а как - не надо. Ну и как некое пособие для общего понимания вопроса для потенциальных заказчиков (не важно, наших или нет).
Начнем с обзора рынка, точнее, с разбора цен на рынке. На данный момент можно встретить предложения от 15 до 400 тысяч тенге в месяц за ведение одной группы. Разбег колоссальный! Чем же обусловлена такая огромная разница в цене? Во-первых, цена зависит от самого специалиста. Кто он? Высококлассный профессионал, заплатив которому, заказчик получает маркетолога, психолога, таргетолога в одном лице либо студент, новичок без опыта работы, только «набивающий себе руку» и портфолио. Соответственно, и ценообразование у них будет разным.
Нет, я не хочу сказать, что обращаться нужно только к самым высококлассным спецам, тратя на это огромные бюджеты. Либо бросаться в другую крайность - чем дешевле, тем лучше. Нужно лишь немного поглубже разобраться в вопросе. Думаю, 5 минут для этого хватит.
Какова же реальная стоимость данной услуги на рынке? Сразу скажу - точной цифры тут не будет, только общая информация и типовые сценарии. Тем не менее это должно помочь прежде всего заказчику при выборе исполнителя. Приступим.
Как это происходит? Обычно сценарий такой: руководитель некой компании принимает решение, что им необходимо присутствие в соцсетях, часто называя это «раскруткой». Далее, основываясь исключительно на собственном опыте, который говорит о том, что данная работа не может стоить дорого, начинаются поиски исполнителя по минимальной ценовой нише «от 15 до 30 тысяч тенге в месяц». Потому как, по мнению заказчика, ничего сложного нет - нужно ведь просто постить картинки и короткие тексты к ним.
Далее, после нескольких месяцев такой «работы» (как правило, от 3 до 6 месяцев), не видя никаких результатов, наступает разочарование в данном канале продвижения своих товаров/услуг. Еще бы - вложено столько денег, а постов мало, их качество оставляет желать лучшего, комментариев кот наплакал, а лайки и репосты только сняться. «SMM не работает», - считает клиент и забывает про все возможности, которые может дать данный канал продвижения. А зря. Потому как канал тут не при чем и возможности у социальных сетей при продвижении товаров и услуг огромны.
Дело в исполнителе. А, после негативного опыта, к нормальным опытным спецам идут далеко не все. Опять же, все объяснимо - негативный опыт есть, а цены - выше, условия - жестче и, самое главное, нет уверенности в эффективности.
Но, в данном случае, более высокая цена услуги обусловлена не жадностью, а качественно иным подходом. Потому как, помимо, собственно, размещения картинок и постов, в нормальный социальный маркетинг в виде обязательной программы-минимума, должно входить:
Без этого ни о каком позитивном опыте говорить не приходится. Так же крайне желательно наличие комьюнити-менеджмента - только регулярное общение в комментариях со своей аудиторией поможет и набору популярности, и росту лояльности. А еще не нужно забывать про видео, поскольку это - глобальный тренд. Стало быть, к перечню еще и работа с видео добавляется.
Далее, как пример, как строится диалог с SMM-менеджером перед заключением договора. Прежде всего, сразу нужно поставить клиента в известность, что СММщик не занимается продажами. Это - обязательно, потому как у 80% потенциальных заказчиков ожидания от социальных сетей именно такие.
Далее, нужно оговорить все детали по ведению работу, все условия, оговорить четкое время на составление контент-плана и полную ясность, что будет входить в услугу, а что - нет. Например, так, если перед заключением договора:
Или как это прописано в договоре:
Безусловно, разность в стоимости между фрилансером и агентством огромна. А, если смотреть со стороны уже имеющего негативный опыт работы с соцсетями клиента, платить такие деньги вроде бы и не очень хочется.
Но все же вопрос ценовой разности открыт. Копаем глубже - кто же эти таинственные новички, которые за совсем небольшие деньги берутся за ведение групп и не дают никаких результатов? Как правило, это студенты-школьники либо женщины в декретном отпуске. Наибольшая активность в соцсетях исходит именно от этих людей, именно они являются основными посетителями различных онлайн-курсов по данной тематике. И тут все легко объяснимо: для первой группы это источник постоянного небольшого дохода, которого им хватает. Для второй группы - хоть какой-то шанс не проседать по семейному доходу во время длительного декретного отпуска. Хоть и не все из них являются новичками в SMM, но все же их доля - примерно четверть от всех предложений. А поскольку у них и спрос гораздо меньший, то цены стремительно идут вниз, но о качестве работы приходиться забывать.
Основной совет заказчику: если ваша цель - «продающая» и «живая» группа, готовьтесь к тратам. Скупой всегда платит дважды либо вообще теряет такой мощный и универсальный канал целевого трафика. А вариант «дешево и сердито» можно рассматривать только если сообщество делается для галочки (у всех есть - у меня тоже должно быть).